Фигура человека в одежде

Чтобы лучше понимать красоту и разнообразие форм одежды, будущие специалисты швейной промышленности должны уметь хорошо чувствовать и рисовать фигуру человека в одежде.

Одежда может изменить облик человека, внести новые дополнительные средства в создание его образа.

Складки одежды (драпировки) имеют большие выразительные возможности и всегда привлекают художников разных эпох. Сколько изысканности и грациозности в драпировках одежд древних греков! Античные одежды, изображенные в древнегреческой ску льптуре, демонстрируют нам непревзойденные образцы драпировок, подчеркивающих совершенство и пластику человеческого тела (рис. 4.31). В Средние века доминировали строгие, тяжелые, угловатые складки, скрывающие фигуру. В эпоху Возрождения, развипавшую эстетические идеалы античного искусства, складки одежд приобретают музыкально-ритмический характер, подчеркивающий естественность п ро-порций человеческой фигуры (рис. 4.32).

Рис. 4.31. Афина, опирающаяся на копье. Рельеф с афинского Акрополя. V в. до н. э.

Изображение драпировки одежды в рисунке не сводится лишь к простой прорисовке видимых складок мат

Рис. 4.33. Складки, образованные при косвенном сжатии: а — схема воздействия сил; б — пример образования складок на ткани

Рис. 4.34. Складки, образованные движениями человека

Рис. 4.35. Варианты искусственно созданных складок

Рис. 4.36. Образование складок при различных покроях рукава

Вытянутые вперед и немного вверх руки создают на спине ряд горизонтальных прямых складок (рис. 4.34, д).

На юбке сидящей дамы между коленями образуются одна или несколько дугообразных складок, в то время как от колен идут радиальные складки (рис. 4.34, е).

Также очень важно учитывать и покрой одежды. Мы можем встретиться с искусственно сделанными складками: складки, заложенные в одну сторону или встречные складки, сборки, воланы и т.д. (рис. 4.35).

Разные по покрою рукава будут образовывать разные складки при одном и том же движении. Так, на обычном пиджачном рукаве при поднятой в сторону руке образуются складки в районе плеча. А если это горизонтально вшитый рукав русской рубахи, то при этом движении складок на нем не окажется — наоборот, расправятся складки, которые при опущенной руке шли от угла плеча к подмышкам (рис. 4.36, а). Рукав «реглан» при опущенной руке дает несколько складок под мышкой; при поднятой же руке складки будут такие, как и у пиджачного рукава, только прямые складки на наружной стороне рукава пойдут выше, на плечо к воротнику (рис. 4.36, б).

При рисовании фигуры человека в одежде важно найти главное, ведущее движение складок, отобрать из общей массы те, направление которых соответствует движению фигуры и определяет ее выразительность.

Научиться быстро ориентироваться в большом количестве складок одежды можно с помощью выполнения кратковременных набросков фигуры человека, задрапированного в ткань и принимающего различные позы. Такие наброски научат фиксировать на бумаге только главное в целях достижения общей выразительности рисунка (рис. 4.37).

Рис. 4.37. Зарисовки драпировок на фигуре человека. Учебный рисунок

Рисование фигуры человека в одежде — задача сложная, и поэтому рисунок одетой фигуры лучше начинать с выбора женской модели. Женская фигура предполагает более широкий выбор одежды, чем мужская, и, соответственно, больше возможностей в передаче различных форм и фактур.

Модель нужно ставить в простой позе с опорой на одну ногу. Одежда должна быть неяркой по цвету, ясной по форме и так облегать фигуру, чтобы сквозь нее хорошо читались особенности телосложения и характер движения.

Рисуя фигуру человека в костюме, необходимо все время представлять сквозь одежду форму и строение человеческого тела. Начинать рисунок следует с общего наброска фигуры, мысленно представив ее без одежды. Определяем в наброске положение таза, торса, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей.

Этот предварительный набросок должен дать общее представление о главных особенностях модели. Его нужно выполнить легкими линиями, чтобы на следующих этапах можно было корректировать рисунок.

Постановка фигуры, определение ее пропорций и характера движения проводятся в уже описанной выше последовательности по опорным точкам.

На следующем этапе намечаем на фигуре одежду, подчиняя ее формам и положению тела натурщика. Из множества складок выбираем наиболее характерные, выявляющие форму и пластику тела. Складки одежды при движениях человека образуются в районе плеча, локтевого сгиба, поясной зоны, тазобедренного и коленного сустава. Только ясное представление о характере движения фигуры позволит правильно нарисовать складки.

Также на этом этапе следует проложить основные отношения света и тени, без детальной тональной лепки формы.

На заключительном этапе ведения рисунка продолжаем тональную проработку фигуры и одежды, выявляя пластическую взаимосвязь тела и драпировок. Обобщаем детали и уточняем силуэт фигуры, не забывая при этом об индивидуальных особенностях модели. Последовательность рисования фигуры человека в одежде представлена на рис. 4.38.

Следует отметить, что не стоит отводить на данное задание большое количество времени. Цель этой работы состоит в том, чтобы передать фигуру человека в движении, ее индивидуальные особенности, взаимосвязь одежды с пластикой человеческого тела. Рекомендуемое для зарисовок время — от двух до шести часов, в зависимости от сложности постановки и задачи этюда. Также для развития зрительной памяти и решения вышеуказанных задач четырех-шестичасовые постановки желательно чередовать с краткосрочными набросками от 5 до 15 минут (рис. 4.39).

Рисование фигуры человека в одежде формирует у будущих специалистов-швейников осознание того, что в условиях п роизводства они будут не просто изготовлять одежду, а проектировать ее для человека, формировать его образ, помогая подчеркнуть индивидуальность и достоинства.

Живописное решение фигуры человека также опирается на знания пластической анатомии, основ перспективы и законов цветоведения. Цель этюда фигуры человека в одежде — передача с помощью кисти и красок общего впечатления от модели, ее характера, пропорций, движения и цветовых отношений одежды, тела человека и фона.

Рис. 4.38. Последовательность рисования фигуры человека в одежде

Рис. 4.39. Краткосрочные зарисовки фигуры человека в одежде. Учебные рисунки

Нужно помнить, что в этюде фигуры человека в одежде важно научиться выявлять форму тела, скрытую под складками и драпировками ткани. Знание пластической анатомии человека не позволит бессмысленно копировать образующиеся складки одежды, а поможет построить и передать их в рисунке с учетом особенностей человеческого тела и характера его движения.

Для учебной постановки не следует выбирать очень широкую и бесформенную одежду. Наоборот, под одеждой должны быть видны конструкция тела, его пропорции и движение.

Пластика фигуры человека может быть представлена множеством самых различных светотеневых колебаний. В живописи это достигается разнообразием цветовых оттенков. Таким образом, в начальных постановках следует избегать пестрых и ярких цветовых сочетаний. Спокойные, не слишком темные цвета одежды будут хорошо выявлять форму тела модели.

В живописном этюде важную роль играет фон, на котором изображена модель. Поэтому, выбирая фон для постановки, следует помнить о взаимосвязи его цвета с цветами модели. Необходимо, чтобы силуэт фигуры в одежде хорошо читался на фоне.

Последовательность работы над этюдом человека аналогична этапам работы над натюрмортом. Как и прежде, нужно начать с постановки. Затем выбрать точку зрения на модель, продумать композиционное размещение этюда на листе. Далее нужно сделать рисунок и приступить к живописному решению постановки.

Читайте также:  Что приготовить из бройлерной курицы домашней

В подготовительном рисунке главное внимание уделяется одетой фигуре, ее движению и основным пропорциям. Следует наметить направление складок одежды. Рисунок не должен быть очень детализированным, так как при работе цветом это может привести к раскрашиванию.

Далее определяем основные цветовые отношения. Прокладываем основной цвет тела, волос, одежды и фона. Вести работу следует сразу по всей поверхности этюда, начинать лучше с частей, цвет которых наиболее ясен. Изображение фигуры в пространстве должно опираться на законы линейной и воздушной перспективы. Объем фигуры лепится мазками гораздо тщательнее, чем фон.

На завершающем этапе этюда прорабатываются теневые поверхности фигуры и драпировок, полутона и свет, прорисовываются детали. Чтобы не ошибиться в передаче отношений между цветом тела, волос, одежды и фона, необходимо все время сравнивать отношения больших цветовых масс. В завершение обобщаем этюд: убираем лишние детали, во избежание дробности ослабляем цветовые контрасты, выделяем цветом главное.

Этюды фигуры человека могут быть длительными и краткосрочными. Краткосрочные этюды отличаются живостью, свежестью палитры (см. рис. 16 на цв. вкл.). Длительные этюды — это полноценные живописные изображения. Желательно чередовать длительные и краткосрочные этюды, чтобы избежать сухости и вялости в длительных работах.

4. Каковы задачи этюда человека в одежде?

5. Выполните несколько набросков драпировок на манекене и фигуре человека.

6. Сделайте сначала с натуры, а затем по памяти наброски фигуры человека в одежде и покажите взаимосвязь драпировок с формой тела и характером движения человека.

7. Выполните этюд одетой фигуры в двух поворотах в технике алла-прима.

Дата добавления: 2016-11-19 ; просмотров: 3100 | Нарушение авторских прав

Блогер Маргарита Маслова предлагает пробежаться по основным типам фигуры и запомнить рекомендации по стилю для каждого из них.

Cosmo рекомендует

Призываем удачу: 5 предметов по фэншуй, которые должны быть дома

5 вещей на каждый день в самом модном цвете 2020 года

Сегодня я хочу поговорить о том , как определить свой тип фигуры и какие рекомендации по подбору одежды для каждого типа существуют. Распространяется множество классификаций типов женских фигур , а также различные онлайн-сервисы , помогающие определить тип по введенным индивидуальным параметрам. Я разберу классическую , привычную многим и наиболее понятную классификацию , состоящую из пяти типов:
песочные часы , прямоугольник , груша , треугольник и яблоко.

Чтобы большая статья не превратилась в кучу букв , которые тяжело и лениво читать , я постараюсь донести материал кратко и понятно: в описании каждого типа женской фигуры я обозначу характерные черты , области , склонные к полноте , определю задачи по коррекции и дам рекомендации для обладательниц данного типа.

Для того чтобы определить свой тип фигуры , существует следующий алгоритм действий:

1. Сравнить ширину плеч и бёдер
Производим измерения со спины , с середины левого плеча до середины правого и с боковой стороны бедра до противоположной.
Сравниваем две полученные цифры:
одинаковые = песочные часы , прямоугольник , яблоко;
больше бёдра = груша;
больше плечи = треугольник.

2. Оценить округлость или прямоту бедра
Визуально оцениваем внешнюю линию бедра от талии до колена.
округлое = песочные часы , груша;
прямое = прямоугольник , треугольник , яблоко.

3. Разница в размерах верха и низа
Одинаковый ли у вас размер блузки и джинсов?
верх больше = треугольник;
низ больше = груша;
нет разницы = песочные часы , прямоугольник , яблоко.

4. Определить особенности фигуры , которые нуждаются в коррекции ( если такие есть), например: очень большая/маленькая грудь , не очень ровные ноги , очень низкий / высокий рост и прочее.

После проведения замеров считаем , значков какого типа фигуры у вас получилось больше всего — это и есть ваш тип фигуры.

Самая модная верхняя одежда нового сезона: 5 направлений

Песочные часы

Пышный бюст , полные бёдра , узкая талия. Первые два пункта не нужно принимать буквально , здесь , скорее , имеется в виду ярко выраженный контраст в объёмах бёдер , груди и линии талии , которая у «песочных часов» всегда тонкая. Необязательно иметь пышную грудь четвёртого размера , чтобы быть « песочными часами».

Полнеет: с сохранением выраженной линии талии; икры и щиколотки остаются стройными.

Задача: «Песочные часы» считается идеалом женской фигуры и в большинстве случаев не нуждается в коррекции. Основная задача — не испортить природную красоту изгибов мешковатой одеждой , так как попытка скрыть женственные формы может привести к нежелательному эффекту и сделать фигуру более полной. Однако подчёркивать женственность форм нужно очень аккуратно , чтобы образ не превратился в нечто в стиле Ким Кардашьян.
Худые « песочные часы» легко могут носить одежду , рекомендованную для « прямоугольника» ( полуприлегающего силуэта , но не мешковатую).

Хорошо работают: струящиеся ткани , акцент на талии.
Противопоказаны: плотные и жесткие ткани , резкие линии , вульгарность.

Груша

Полные бёдра при небольшом « верхе», ярко обозначенная талия , небольшая грудь , тонкие руки , массивные щиколотки.
Полнеет: в нижней части тела ( бёдра , ноги).
Задача: привести « грушу» к «песочным часам» ( сделать верхнюю часть тела более объёмной , а нижнюю сузить).

Хорошо работают:
— акцент в верхней части: светлые цвета , принты , яркие детали;
— приталенный силуэт;
— плавные линии кроя и мягкие ткани;
— подплечники , акценты на плечах;
— объёмные шарфы , актуальные в этом сезоне меховые воротники , шляпы , крупные аксессуары;
— толстый каблук.
Противопоказаны:
— акцент на нижней части тела;
— горизонтальные линии в области бёдер , например , брюки/джинсы с заниженной талией;
— светлый низ;
— прямой силуэт , А-силуэт;
— укороченные брюки;
— обувь с ремешком на щиколотке и тонкие шпильки ( подчеркнет массивность).

Прямоугольник

Объёмы талии , бёдер и груди примерно равны. Нечёткая линия талия , стройные , часто длинные ноги.
Полнеет: равномерно или в верхней части тела.
Задача: фигура « прямоугольник» считается модельной и самой универсальной. По большому счёту , обладательницы « прямоугольной» фигуры могут носить всё что угодно , нужно лишь быть аккуратной с элементами романтического стиля , силуэт New Look — совсем не история « прямоугольников».

Хорошо работают:
— декольте;
— плотные , жесткие ткани;
— спортивный крой;
— деловой стиль;
— обувь на плоском ходу ( но и каблуки , естественно , не исключаются).
Противопоказаны:
— акцент на талии ( у «прямоугольника» линия талии слабо выражена , если делать на ней акцент , отсутствие талии лишь подчеркнется! Не нужно подчёркивать то , что не является достоинством).
— романтический стиль ( рюши , воланы , летящие платья и так далее).

Треугольник

Широкие плечи , узкая талия , стройные ноги , плоская попа. «Мужская» фигура.
Полнеет: в плечах , руках и щеках.
Задача: привести фигуру к «прямоугольнику» — сделать плечи уже. Ни в коем случае не пытаться скорректировать до песочных часов ( не расширять низ).

Хорошо работают:
— акцент на бедра ( светлый низ , принт);
— полуприлегающий силуэт;
— спортивный стиль;
— жесткие ткани;
— вещи « мужского» кроя ( особенно рубашки);
— жилеты;
— V- образный вырез;
— длинные шейные украшения , галстуки ( «вытянуть» туловище);
— рукав-реглан;
— длинные волосы.
Противопоказаны:
— стрижка каре;
— акцент на верхней части тела;
— шляпы , шарфы , крупные серьги;
— мягкие ткани;
— воланы , кружева , цветочный принт;
— топы и платья с тонкими лямками ( иллюзия контраста: маленькое рядом с большим кажется еще меньше и наоборот , а тонкие лямки сделают плечи шире);
— футболки с очень коротким рукавом — лучше выбирать длину « три четверти» или подворачивать длинный рукав.

Читайте также:  Хлеб жито польза и вред

Яблоко

Полная талия , покатые плечи , стройные ноги.
Полнеет: талия , живот , руки , шея.
Задача: из мягких линий , присущих типу фигуры « яблоко», сделать более жёсткие , скрыть живот , привести к «прямоугольнику».

Хорошо работают:
— акцент на ногах;
— декольте ( но не забываем о том , что подчеркиваем мы только достоинства фигуры!);
— полуприлегающий силуэт для стройного « яблока», А-силуэт для полного;
— силуэт « Баленсиага» ( бомберы);
— акцент либо на верхней части тела , либо на нижней;
— V-образный вырез.
Противопоказаны:
— мягкие ткани;
— верх , заправленный в брюки/юбку ( подчеркивает полную талию);
— акцент на талии: ремни , контрастные линии , принты , пояс;
— рукава « три четверти»;
— укороченные жакеты и кардиганы ( иллюзия горизонтальной линий расширяет);
— завышенная талия в обтягивающих вещах.

Нестандартные ситуации

Существуют , конечно , и случаи , не подходящие под правила из этой теории , например , если девушка с типом фигуры « прямоугольник» хочет выглядеть женственной и романтичной , а одежда спортивного кроя , рекомендованная её типу фигуры , совершенно не нравится ей.

В случае таких расхождений нужно опираться на правила , но вводить желаемые детали , цвета и принты в те зоны , которые не решают коррекцию. Например , прямые брюки , идеально подходящие « прямоугольнику», можно выбрать в пудрово-розовом оттенке или с цветочным принтом , дополнить их белым жилетом , милой сумочкой , нюдовыми лодочками — чем не романтика и нежность? Да и рубашка может быть вполне девичьего цвета и рисунка , главное для прямоугольника — никаких рюшей , оборок и воланов. И по такому принципу можно действовать с любым типом фигуры.

Разделы: МХК и ИЗО

I. Фигура человека (1 занятие).

Группа: 2 год обучения “Школы домашних ремесел “Искусница” (12-13 лет). Курс “Изобразительное искусство”.

Тема занятия: “ Фигура человека”.

Тип занятия: комбинированое.

Форма занятия: творческая мастерская.

Цель: выполнение эскиза фигуры человека с использованием модульных систем.

Задачи.

  • Познакомить с пропорциями фигуры человека, с возрастными особенностями фигуры.
  • Познакомить со способами построения фигуры человека на основе конструктивных схем: “фигура женщины”,“фигура мужчины”, “фигура ребенка” (младшего и подросткового возрастов).
  • Развивать образное и конструктивное мышление.
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.
  • Оборудование.

  • ПК, проектор.
  • Презентация: “Выполнение эскиза фигуры человека”.
  • Материалы: бумага, карандаш, резинка.
  • 1. Организационная часть занятия.

    2. Объявление темы и постановка цели занятия.

    3. Объяснение нового материала. Презентация.

    4. Практическая работа.

    5. Подведение итогов и анализ занятия.

    1. Организационная часть занятия.

    Подготовка средств ТСО, учебных материалов; обучающихся к занятию.

    2. Объявление темы и постановка цели занятия.

    Изучение темы “Фигура человека как объект моделирования одежды” без знаний пропорций тела человека не возможно. Темой нашего занятия является “Фигура человека”.

    Мы с вами познакомимся с отличительными особенностями пропорций фигур мужчины и женщины, атак же с возрастными особенностями пропорций фигур детей (младшего и подросткового возрастов) и выполним эскизы с использованием конструктивных модульных схем.

    3. Объяснение нового материала. Презентация.

    Пропорции тела человека

    Стремление найти закономерность в размерах человеческого тела возникло еще в глубокой древности. Художникам и скульпторам необходимо было знать пропорции человеческого тела. Скульпторы древней Греции и Рима за единицу измерения брали размер головы по высоте. Скульптурные изображения Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского служат образцом в искусстве до сих пор, так как соединяют в себе одаренность художника и понимание закономерностей в построении человеческой фигуры, ее типичных пропорций (слайд 3).

    Знание эстетических норм строения фигуры вырабатывалось человеком в течение веков. Правильное соблюдение пропорций придает правдивость и жизненность схематическому изображению. А при разработке эскизов одежды удобнее и проще пользоваться каноном для построения человеческой фигуры, где единицей измерения является высота головы от темени до подбородка, которая укладывается по высоте всей фигуры восемь раз (слайд 4).

    Мужская и женская фигуры имеют различия. Эти различия уже заложены в скелете. Мужчины, как правило, выше ростом, женщины ниже. Средний рост мужчин, обычно – выше 170 см. Рост женщин обычно – ниже на 8–12 см.

    У мужчин резче обозначаются костные выступы и рельефы мышц, плечи всегда шире бедер. Мужская фигура несколько отклонена назад.

    У женщин плечи уже, бедра шире, туловище длиннее, конечности относительно короче мужских (слайд 4).

    У детей в годовалом возрасте нет сужения туловища по линии талии. Ширина груди равна шире головы. Ширина плеч равна высоте головы. Руки от плеча до кисти почти одинаковой толщины. Ноги сравнительно короткие. Толщина ног на линии бедер незначительно отличается от толщины на линии колена. Конечности пропорционально короче. Длина рук доходит до уровня основания туловища. Шея короткая (слайд 5, а).

    Фигура ребенка с возрастом вытягивается, худеет. Шея и лицо заметно удлиняются, конечности делаются длиннее, туловище, неизменяясь в длине, меняет форму, увеличивается, намечается талия. К 7-летнему возрасту у мальчиков более удлиняются ноги (слайд 5, б).

    С возрастом у девочек (с 12-13 лет) расширяются бедра, появляется округлость груди, выявляется талия. У мальчиков с 13-14 лет расширяются плечи, а таз зрительно становится уже, поэтому талия выделятся четко. Конечности, особенно ноги, удлиняются (слайд 5, в).

    Фигура подростков 14-16 лет приближается по пропорциям к фигуре взрослого человека, но в этот возрастной период у подростков ощущается угловатость: туловище короткое, руки, ноги и шея длинные. Но осанка тела правильная, фигура подростка кажется стройнее и легче фигуры взрослого человека (слайд 6).

    С возрастом изменяются все размеры частей тела. Голова за весь период роста увеличивается в два раза, туловище – в три руки – в четыре, ноги – в пять, шея – в семь раз.

    Рисование фигуры с применением модульных схем.

    Рисовать одежду нужно так, чтобы под ней чувствовалась фигура человека, учитывалась ее пропорции и формы. При рисовании моделей одежды проще и удобнее пользоваться каноном, где за модуль берется высота головы, которая укладывается в высоте фигуры восемь раз (слайд 7).

    При рисовании фигуры проводится вертикаль на бумаге, это ориентир необходимый на первой стадии рисунка, чтобы выявить взаимоположение основных форм тела.

    И так: Определяем композиционное расположение рисунка на листе бумаги, намечаем его высоту засечками, проводим вертикальную линию, делим ее на восемь частей.

    В пределах первого модуля расположится голова, затем на следующем делении будет линия груди (от подбородка). От линии груди намечаем линию талии – линию бедер- середину бедра – линию нижней границе коленной чашечки. От колен пройдет линия средины голени, от средины голени – основание стопы.

    Линия плеч пройдет ниже подбородка на одну треть модуля. Ширина плечевого пояса равна двум модулям, ширина шеи – половине модуля. Ширина талии равна одному модулю. Ширина бедер графически (по схеме) определяется так: если соединить точки плеча и талии, из точек пересечения полученной линии с линией груди провести вертикальную линию, получится ось симметрии. По обе стороны от оси симметрии и определяют ширину бедер.

    Для изображения конечностей необходимо знать пропорции плеча, предплечья, кисти, голени, стопы, их разметку и построение.

    Ширина голени определяется формой икроножной мышцы.

    Читайте также:  Энергетические упражнения на омоложение

    При рисовании стопы необходимо учесть, что высота ее будет равна одной трети модуля, или одной пятой от половины высоты ноги; ширина у лодыжек одна треть модуля, ширина по фалангам пальцев – около трети модуля. В эскизах моделей фигуру обычно изображают в обуви.

    Положение рук бывает различно. Одна рука бывает опущена, другая согнута в локте и т.д. По намеченной схеме плечевого пояса (при делении плеча на четыре части) получаем все необходимые параметры для изображения торса.

    По намеченной схеме (слайд 7) определяем наклон плеча.

    Через крайнюю точку ширины плеча проведем вертикальную линию на линию талии. Таким образом, получим положение локтевого сустава. Когда через крайнюю точку линии груди опустим вертикаль до линии талии, будем иметь направление руки от плечевого пояса до локтевого сустава.

    Как известно из анатомического строения руки, она имеет как бы три рычага: направляющие плечевые кости, предплечье и кисти рук. Плечевая часть будет длиннее предплечья, предплечье длиннее кисти. Кисть составляет приблизительно две трети длины предплечья или три четверти модуля. Длина пальцев составляет половину общей длины кисти. Опущенная рука достигает середины бедра. Локоть согнутой руки приходит на линию талии. Чтобы найти положение локтевого сустава согнутой руки, нужно из середины плеча расстоянием, равным до линии талии, провести дугу, пределах которой будет находиться, локотьсогнутой руки.

    Мы с вами познакомились с пропорциями тела человека, модульными схемами изображения человека, и теперь, на основе полученных знаний выполним практическую работу.

    4. Практическая работа.

    Выполнение эскиза фигуры человека с использованием модульных систем.

    5. Подведение итогов и анализ занятия.

    Выставка работ учащихся.

    Обсуждение работ и поощрение лучших.

    II. Разработка эскизов моделей одежды (2 занятие).

    Группа: 2 год обучения “Школы домашних ремесел “Искусница” (12-13 лет). Курс “Изобразительное искусство”.

    Тема занятия: “Разработка эскиза модели одежды”.

    Форма занятия: творческая мастерская.

    Цели: Выполнение эскиза модели одежды в технике коллаж.

    Задачи.

  • Познакомить с условностями в рисовании моделей одежды.
  • Познакомить со средствами и приемами эскизирования.
  • Развивать образное и конструктивное мышление.
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.
  • Оборудование.

  • ПК, проектор.
  • Презентация: “Выполнение эскиза моделей одежды”.
  • Материалы: бумага, карандаш, резинка, клей, ножницы, различные полиграфические журналы.
  • 1. Организационная часть занятия.

    2. Объявление темы и постановка цели занятия.

    3. Объяснение нового материала. Презентация.

    4. Практическая работа.

    5. Подведение итогов и анализ занятия.

    1. Организационная часть занятия.

    Подготовка средств ТСО, учебных материалов, обучающихся к занятию.

    2. Объявление темы и постановка цели занятия.

    Мы продолжаем изучение темы“Фигура человека как объект моделирования одежды”. Наше занятие называется “Разработка эскизов моделей одежды”. Для этогомы с вами познакомимся со средствами и приемами эскизирования.

    3. Объяснение нового материала. Презентация.

    Условность в рисовании моделей.

    Просматривая различные журналы мод, можно заметить, что эскизы моделей одежды имеют свое графическое выражение. Рисунок фигуры дан условно, схематично, так как художник, желая подчеркнуть в одежде что-то новое, акцентирует внимание зрителя на костюме (слайд 9).

    Рисунок модели одежды должен отвечать основным требованиям (слайд 10):

    1. Быть понятным, чтобы было ясно, как выполнить данную модель, каким должен быть силуэт, какую следует использовать ткань. Обязательно учитывается материал (ткань), из которого должна быть выполнена модель, так как свойства материала влияют на фасон изделия.
    2. Быть эстетически привлекательным, для привлечения внимания. Хорошее исполнение рисунка отличается гармоничностью очертаний, правильностью в сочетании тонов, верным соотношением линий.
    3. Передавать истинные пропорции модели одежды, а также ее конструкцию, что позволяет определить способ изготовления.

    Средства и приемы эскизирования.

    Эскиз, прежде всего, должен рассказать зрителю о самом костюме, продемонстрировать определенную модную линию, поэтому второстепенными здесь являются подробности анатомического строения тела человека. Чтобы сделать образ модели более выразительным, а концепцию более ясной, в эскизе зачастую при рисовании фигуры изменяются ее пропорции (например, удлиняются ноги и фигура в целом, уменьшается величина головы и т.д.)

    В эскизе фигура человека изображается в таком положении, которое наиболее выгодно преподносит костюм, а это, как правило, статичные е сложные позы и является – результатом работы художника по представлению.

    При всем разнообразии приемов и способов создания эскиза модели одежды основным средством является линия. Живая, выразительная линия не только привлекает внимание к форме костюма, но и помогает полнее раскрыть образ создаваемой модели. Линии в зависимости от пластического характера и направления несут свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая эмоциональное воздействие на зрителя(слайд 11).

    Замкнутые линии образуют внутри себя пятно. Таким образом, пятном называется часть плоскости, ограниченная замкнутой линией. Можно дать еще и такое определение: пятно – это след движения линии на плоскости.

    Точка, линия, пятно – это графические элементы, позволяющие создать любое изображение

    В эскизной графике существует еще понятие “графическая фактура”, которое означает способ заполнения поверхности изобразительного листа различными графическими знаками. По способу изображения рисунка и его элементов графические фактуры бывают: линеарные, пятовые, линеарно – пятновые (слайд 12).

    Графические фактуры влияют на образ выполняемого эскиза .

    Традиционной эскизной техникой в создании модели одежды, является акварель, гуашь. В эскизной графике акварель часто сочетается с рисунком тушью и пером, являясь цветовой “подкладкой”, по которой выполняется прорисовка. Гуашь по своей фактуре более потная, укрывистая. Для выполнения эскизов в гуашевой технике хорошо подходит картон (слайд 13, 14).

    Очень интересные костюмные эскизы можно выполнять без традиционного рисования тушью, карандашами, фломастерами, красками. Это могут использоваться цветная бумага, картон, имеющие разнообразную фактуру, цвет. Такой прием изображения называется коллаж. Это слово французского происхождения и буквально означает “наклеивание”.

    Использование техники коллажа с успехом, может применяться в эскизировании моделей одежды. При этом на изобразительную плоскость могут наклеиваться самые разные материалы. Чаще всего это разнообразные виды бумаги: цветная, однородно окрашенная, созданная полиграфическим способом, т.е. вырезки из газет и журналов, а также созданная путем окрашивания акварелью, гуашью обычной белой бумаги. Так же при выполнении коллажей могут использоваться фольга, ткань, кожа, мех и т.д. (слайд 15).

    Используя прием коллажа, можно создать эскиз, который дает полное представление об общих пропорциях и членениях формы, о цветовых и тональных отношениях композиции, об образе изображенного костюма.

    Техника коллажа дает возможность, не отвлекаясь на мелкие детали, изображать крупные пятна основных элементов создаваемой модели одежды, приводя к упрощенной геометрической форме. Также коллажи обладают яркой, особой выразительностью, достаточно легки в исполнении, что можно увидеть, на примерах, ранее выполненных работ воспитанников (слайды 16, 17, 18, 19, 20, 21).

    Мы с вами познакомились с пропорциями тела человека, со способами использования конструктивных схем для его изображения, с графическими средствами и приемами эскизирования моделей одежды.

    Теперь мы с вами выполним практическую работу по созданию модели одежды в технике исполнения коллаж.

    5. Практическая работа.

    Выполнение эскиза модели одежды в технике коллаж, с использованием эскиза фигуры человека, выполненного на предыдущем занятии.

    6. Подведение итогов.

    Выставка работ учащихся.

    Обсуждение работ и поощрение лучших.

    Список используемой литературы.

      Бердник Т.О., Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Р-н/Д., 2001.

    1. Букина Р.М., Черчение и специальное рисование.М., 1975.
    2. Неменский Б.М., Педагогика искусства. М., 2007.
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector